Гироскоп на батарейках

В конце прошлого года компания Seakeeper выпустила начальную модель гироскопического стабилизатора 3DC. Она построена на базе старшей Seakeeper 5 и питается от аккумуляторных батарей, что открывает совершенно новые возможности для ее использования на маленьких лодках без генератора. Устройство весит всего 358 кг и обладает пониженной скоростью вращения гироскопа — 6400 об/мин против 10 700 об/мин у «пятерки» — и требует меньше энергии. Максимальный крутящий момент 3DC, соответственно, тоже почти в два раза меньше (6500 Н·м), так что все физические параметры выглядят вполне правдоподобно. Но как стабилизатор работает на практике?

Contender 35 ST прекрасно подходит для демонстрации возможностей Seakeeper 3DC: эту небольшую лодку с относительно узким корпусом и открытой палубой вряд ли кто-то оснащает генератором, поэтому «аккумуляторный» стабилизатор здесь — единственная опция.

На тестовом катере 3DC был установлен под сиденьем в кокпите, под прозрачной крышкой из оргстекла, поэтому я мог видеть всю механику в действии. Отходя от причала, капитан включил гироскоп, и начался процесс его раскручивания, который занимает 27 минут. По мнению критиков, именно долгий старт гироскопа является одним из главных недостатков гироскопических стабилизаторов по сравнению с плавниковыми. С другой стороны, вряд ли за полчаса вы успеете добраться до точки назначения даже на быстром катере, да и плавники на такую маленькую лодку не установить.

Сверху: 3DC, аккуратно установленный под сиденьем в кормовом кокпите, отлично работал даже на высоких скоростях 

Гироскоп в деле

В этот день волны оказались не столько высокими, сколько беспорядочными и крутыми — в таких условиях катерам для рыбалки типа Contender 35 ST иной раз приходится идти по три-четыре часа. Мы заблокировали гироскоп и начали тест, развернув судно лагом к волнам. Разумеется, они принялись его качать и подкидывать так, что пассажиры разбежались к бортам кокпита, чтобы поскорее за что-нибудь ухватиться. Для матерых рыбаков, которые вышли с нами на тест, это были вполне привычные условия — они тут же приняли «палубную» стойку, широко расставив чуть согнутые в коленях ноги.

Потом капитан нажал кнопку на панели управления, разблокировав гироскоп, и все пассажиры переглянулись, не веря происходящему. Разница была очевидная: электронному «мозгу» 3DC хватило одной волны, чтобы проанализировать ее характеристики и задать параметры противодействия качке. Рыбаки заулыбались и начали обсуждать работу стабилизатора. Пассажирам больше не нужно было держаться, и мы стали передвигаться по лодке, будто она стояла пришвартованной у причала. Замечу, что работающий от аккумуляторов гироскоп не производил никакого шума — еще один большой плюс, когда на борту нет генератора.

Конечно, судно все-таки двигалось на волнах, однако это была вовсе не провоцирующая морскую болезнь качка: корпус просто равномерно поднимался на гребни и спокойно с них спускался.

Учитывая опыт тестирования старших моделей Seakeeper, результат оказался для меня ожидаемым, но вот по-настоящему удивило другое — эффект, который производил 3DC во время движения. Обычно на идущих в глиссирующем режиме крупных яхтах гироскопическая стабилизация не сильно заметна, однако на небольшом Contender 35 ST ее действие оказалось весьма выраженным. Лодка лучше «держалась» за воду, а волны почти не сбивали ее с курса, в отличие от ситуации, когда гироскоп был заблокирован.

Неудивительно, что на обратном пути сраженные магией этого устройства рыбаки активно выясняли у капитана, сколько стоит поставить 3DC на их катера. Ответ простой: порядка £ 30 000 за сам стабилизатор и около £ 10 000 за его установку. 

Сверху: Чем ниже скорость вращения гироскопа, тем меньше 3DC потребляет энергии

Знания

О рефитах — с Дааном Балком

О нюансах рефита журналу рассказал генеральный директор верфи Balk Shipyard.

Новости

Субботний вечер. И вот опять...

Солист легендарной группы «Секрет» Максим Леонидов, «Балет парусов», «Национальная парусная лига», губернаторский смотр яхт, фотовыставки и мастер-классы... В Петербурге продолжается насыщенная событиями «Балтийская яхтенная неделя»

Новости

Завершилась десятая Ярмарка продаж яхт и катеров «Водный мир»

С 5 по 7 июля 2019 года на территории «Международного Московского Яхтенного Порта» проходила X Ярмарка продаж яхт и катеров «Водный мир», вызвавшая огромный интерес у посетителей.
To the point

Когда на море качка

Новый гироскопический Seakeeper 3DC может перевернуть рынок устройств стабилизации качки. Рассмотрим.