Чем пахнут яхты

Требования Международной конвенции по предотвращению загрязнения со стороны судов (MARPOL 73/78) гласят, что устройство любых сточных систем должно исключать возможность проникновения и распространения запахов в помещении, а для хранения сточных и хозяйственно-бытовых вод следует предусмотреть одну или несколько цистерн, объем которых должен быть достаточным для накопления вод исходя из времени нахождения судна в зонах санитарной охраны, территориальных водах и внутренних водоемах.

К сожалению, проблемы с распространением запаха хозяйственно-бытовых (gray water) и фекальных (black water) вод на открытых палубах и в помещениях порой не обходят стороной даже сравнительно новые прогулочные яхты. Например, те, кто в прошлом году имел возможность прогуляться по выставке Monaco Yacht Show, могли прямо у причалов столкнуться с локальным очагом сероводородного зловония, источником которого стали крупные экспонаты. По сути, была смоделирована типичная жизненная ситуация, при которой яхта простаивает в марине длительное время, и пока гости развлекаются на борту, капитан хмурится, предвосхищая недоброе. Эта проблема не нова для яхтенной индустрии, но не решена полностью из-за того, что подчас производители недостаточно продумывают конструкцию сточно-фановых систем и экономят на установке средств для борьбы с запахом. Зная, какое недовольство (и вполне понятное!) вызывает у владельцев яхт появление неприятных запахов на борту, мы поговорили со специалистами и выяснили, что может быть корнем проблем и каковы возможные способы их устранения.

Ярон Гинтон, конструктор, основатель Ginton Naval Architects:

Не уверен, что существуют решения, позволяющие полностью избавиться от запаха, но точно есть способы значительно снизить его интенсивность. Когда-то я целенаправленно изучал этот вопрос.

Одно из потенциальных решений сводится к тому, чтобы в танке с фекальными водами, помимо воздушной помпы, присутствовала сквозная вентиляция. Наличие кислорода в достаточных количествах препятствует размножению анаэробных бактерий, которые и производят зловонные газы. Мы пробовали выводить вентиляцию через мачту и в некоторых других местах, однако, на мой взгляд, надежнее всего работает схема с двумя U-образ-ными трубами, которые выходят из танка, поднимаются над палубой (требования регистров), а затем нисходят и открываются по бортам в зоне ватерлинии. На частных яхтах, не использующихся в коммерческих целях, можно еще добавить вентиляторы, чтобы обеспечить движение воздуха в безветренные дни.

Другой вариант — ставить поглощающие запах фильтры. Наконец, в одном проекте мы использовали озонатор, с тем чтобы нагнетать озон в пространство между жидкостью и стенками танка для нейтрализации бактерий и зловония. Однако я все равно считаю, что нет ничего лучше грамотно спроектированной вентиляции, и когда это возможно, стараюсь реализовать схему с U-образными трубами.

Ханс Конингс, инженер, основатель Konings Yacht Consultancy:

Прежде всего, необходимо понимать, что канализация — это самая важная система на борту. Если она выходит из строя, то всем обеспечен не лучший день. Поломки в других системах не так критичны, поскольку их можно устранять на протяжении часов или дней. Но если что-то не так с канализацией, то шутки на эту тему быстро сменяются серьезной озабоченностью, ведь на борту даже роскошной яхты людям попросту некуда деться.

Чтобы решить проблему исходящего из танков неприятного запаха, можно устанавливать в вентиляционных трубах ионизаторы и/или угольные фильтры — этого будет достаточно. Как правило, запах усиливается в тот момент, когда на борту одновременно сливают много воды (туалеты, душевые и т.  д.), которая поступает в танки, разом вытесняя скопившиеся в них газы, а фильтры не успевают отработать. Некоторые верфи ставят в танках насосы-измельчители и аэраторы, чтобы твердая фракция не оседала на дне и не размножались анаэробные бактерии. К другим способам борьбы с микроорганизмами относятся хлорирование, облучение ультрафиолетом и озонирование содержимого танков. Все это при правильном применении устраняет озвученную проблему. Кроме того, существуют превосходные средства для чистки танков и предотвращения пенообразования.

Появлению неприятного запаха на борту могут способствовать и попадающие в канализацию остатки пищи, которые при мытье посуды пропускают через встроенные в мойки измельчители. Это приводит к накоплению биомассы в хозяйственно-бытовых стоках и нежелательному росту бактерий. Верфь Amels, например, вообще не устанавливает такие измельчители на своих яхтах, поскольку они постоянно выходят из строя, как только в спешке члены экипажа забывают убирать столовые приборы. Гораздо практичнее использовать аппараты для спрессовывания пищевых отходов и холодильники, а не забивать танки остатками пищи, провоцируя появление зловония.

На рынке представлены превосходные системы обработки фекальных и бытовых вод, которые при правильных расчетах и эксплуатации отлично справляются со своей задачей. На современных круизных лайнерах вообще используют биологические водоочистные станции, где фекальные стоки смешиваются с бытовыми и кухонными в определенной пропорции, а бактерии перерабатывают все это практически до чистой воды, которую потом используют в технических целях (например, для мытья палуб). Немецкая компания DZV выпускает такие «септики» и для яхт, но они достаточно высокие, что порой создает проблему с определением места установки.

Выбирая техническое решение для строящейся яхты, необходимо принимать во внимание модель эксплуатации судна. Если оно много времени проводит с гостями у причала, то нужны вместительные танки с системой перелива; в противном случае можно пожертвовать их объемом в пользу эффективной системы очистки и отдельного танка для твердого осадка. Нужно также помнить, что в большинстве случаев проблема нежелательных «ароматов» решается в процессе рефита судна, поскольку фильтры, озонаторы и дезодорирующие установки, как правило, достаточно легко интегрируются в существующие канализационную и вентиляционную системы. Главное — задействовать опытных специалистов, которые точно определят источник проблемы и найдут оптимальное средство для его устранения.

Борис Лашков, яхтенный капитан:

Запахи на борту яхты способны отравить любой отдых, причем в прямом смысле слова. Если на новых судах этот вопрос обычно решен и проблемы возникают относительно редко, то на возрастных неприятные запахи могут стать настоящим бичом. Самое печальное: найти специалистов, которые глубоко разбираются в этой теме и готовы гарантированно исправить ситуацию, почти невозможно. Объяснение тому достаточно простое: возни много, а результат под вопросом.

Основные и наиболее трудоемкие работы связаны не с фекальными (черными) водами, а с бытовыми, серыми. Как правило, у танка с черными водами всего один вентиляционный выход, который и является источником зловония (конечно, если инженер в составе экипажа не прошляпил уровень и не затопил трюм, что на старых лодках случается нередко). Но в любом случае система отвода и хранения фекальных вод более замкнутая, и «бороться» с ней сравнительно проще, тогда как у танка для бытовых стоков выход вентиляции тоже один, но сливов в него великое множество. Раковины, душевые, конденсат фанкойлов и морозильных камер, мойки на камбузе, сливы посудомоечных и стиральных машин и еще масса всего, о чем команда может даже не подозревать. И все эти сливы являются потенциальными «проводниками» запахов из танка. Чтобы в раковине пересох водяной затвор, потребуется приличное время, а вот с душевым сливом это происходит много быстрее. У сливов конденсата вообще нет гидрозатворов, не говоря уж о том, что и сами поддоны с трубками со временем превращаются в источники запаха.

Для устранения проблемы с ароматами из фекального танка необходимо выполнить определенный перечень работ и с вероятностью 90% получить положительный результат, тогда как в случае бытовых стоков о таком мечтать не приходится. И если черные воды отравляют жизнь в основном на открытых палубах, то серые — везде: и внутри, и снаружи. Причем их зловоние зачастую труднопереносимо.

Это комплексная проблема, которую не решить с наскока, поэтому подход к ней должен быть соответствующий. Без полного понимания картины происходящего борьба с неприятным запахом на борту будет смахивать на битву со Змеем Горынычем: одну голову отрубил — две выросли.

Текст Алексей Кириллов

Знания

Львиная доля

При совместном владении яхтой можно как минимум позволить себе гораздо более крупную лодку. Но как работает такая схема? Разбираем на примере YachtClub 1st — первого в России клуба долевых владельцев яхт.

Стиль жизни

Royal Park — в числе лучших!

7 июня в элитном комплексе Royal Park прошла закрытая вечеринка, приуроченная к презентации проекта, который недавно вышел в финал престижной премии Urban Awards 2019 в двух номинациях: «Лучший комплекс года элит-класса» и «Лучшая концепция благоустройства и инфраструктуры Санкт-Петербурга и Ленобласти».

Новости

«Русской волне» — 20!

Главному фестивалю экстремальных видов спорта страны «Русская волна» исполняется 20 лет! В программе парусная регата в классе J/70, гонка в джетски, турнир по SUP-рейсу, чемпионат по SUP-поло и другое.
To the point

Встречаем лето на Южном полюсе

Весенний выпуск MBY Russia всегда был предвестником нового яхтенного сезона. Готовя его, мы не только вложили пригласительный билет на выставку Moscow Yacht Show 2017, но и подобрали материалы, которые мотивируют поскорее спустить лодку и наконец-то выйти в море. Но тогда откуда на обложке льды и кто-то тепло одетый?

Открытый Чемпионат России в классе яхт "Дракон" завершен

В Петербурге завершился Открытый Чемпионат России классе яхт «Дракон», который проходил с 21 по 25 июля 2015 года. Новым Чемпионом страны стал Дмитрий Самохин (RUS 76), серебряный призер недавнего Чемпионата мира.

Parker уходит в море

Польская верфь Parker Boats со своими универсальными катерами уверенно завоевывает рынок Европы, не обходя вниманием и Россию, где лодки такого типа всегда пользовались и будут пользоваться спросом.