YMAG.media
Вокруг света  по «голубой воде» - фото Вокруг света  по «голубой воде» - фото

Вокруг света по «голубой воде»

# Путешествия # Парусные яхты

Они даже не были партнерами — швед Харри Халлберг и немец Кристоф Расси. А одно время вообще являлись прямыми конкурентами. Но вот уже более полувека шведская верфь Hallberg-­Rassy пользуется заслуженной репутацией одного из лучших в мире строителей парусных яхт открытого моря. Таких, на которых можно без особого риска обогнуть земной шар.

Blue water cruiser

Пословица гласит: «Смелый капитан преодолеет любые передряги, а умный в них не попадает». Один из главных способов не попадать в передряги на море — это иметь надежную и хорошо оборудованную яхту. Blue water cruiser — не вполне официальное, но распространенное понятие, которое часто переводят как «яхта открытого моря». Главное отличие таких круизеров от лодок категории offshore, рассчитанных на каботажное плавание, — их изначально проектируют для длительных «автономок» вдали от берега, когда нет возможности укрыться от непогоды, пополнить запасы или зайти в порт для ремонта. Отсюда следует, что blue water cruisers должны быть особенно прочными, вместительными, мореходными и надежными.

Яхта Bamsen (Hallberg-Rassy 62) на якорной стоянке в Таиланде. На этой лодке Кристоф Расси ходил не один год и совершил кругосветное плавание - фото
Яхта Bamsen (Hallberg-Rassy 62) на якорной стоянке в Таиланде. На этой лодке Кристоф Расси ходил не один год и совершил кругосветное плавание
В Таиланде есть пустынные дикие пляжи, поражающие своей естественной красотой, словно специально созданные природой для уединенного времяпрепровождения  - фото
В Таиланде есть пустынные дикие пляжи, поражающие своей естественной красотой, словно специально созданные природой для уединенного времяпрепровождения

На практике это означает более прочный корпус, тяжелый киль, увеличенные запасы воды и топлива, защищенный от ветра и волн кокпит и разное оборудование, которое не обязательно для прибрежного плавания (например, опреснители). В число требований входят авторулевой и дублирование систем, в частности навигации, связи и др. Также необходим иной уровень комфорта, чтобы экипаж получал по возможности полноценный отдых. Именно такие лодки и строит верфь Hallberg-­Rassy из города Эллёса, находящегося на острове Оруст, на западе Швеции, почти на берегу пролива Скагеррак.

Как хобби стало бизнесом

Кристоф Расси родился в 1934 году в Баварии, неподалеку от Мюнхена, близ озера Штарнбергер. С детства он увлекался парусом, сначала делал модели, а потом небольшие парусные шлюпки для прогулок по озеру. Но Кристоф мечтал о море, об океанских яхтах и поэтому в 1960 году решил перебраться в Швецию, где такие строят. Он поступил подмастерьем на верфь, а по вечерам строил яхту для участия в регате. Кристоф не только выиграл состязание — после регаты он выгодно продал свою лодку.

Создатель легендарных яхт Кристоф Расси прошел на своей Bamsen («Плюшевый мишка») 64 000 миль!

Со временем Расси начал собственное дело, изготавливая деревянные детали для яхт. Так случилось, что для бизнеса он приобрел небольшую верфь у Харри Халлберга, который на тот момент перевел свое производство в более просторные помещения. Мечта о серьезных яхтах не оставляла Расси, и в 1966 году он начал строить первые лодки открытого моря Rasmus 35 по проекту шведского дизайнера Олле Эндерляйна.

Когда в 1972 году Халлберг решил отойти от дел и продать свою верфь, Расси приобрел ее вместе с именем. Халлберг на тот момент был более известным, чем начинающий корабел Расси, поэтому прозорливый Кристоф решил назвать новую компанию Hallberg-­Rassy. И продолжил строить яхты, на которых не страшно отправиться в океан…

«Золотая леди»

В небольшом рыбацком поселке Роа недалеко от шведского города Хельсинборга есть морской музей. Одно из центральных мест в экспозиции занимает яхта Golden Lady (Hallberg-­Rassy Monsun 31). В 1974 году ее приобрел Курт Бьёрклунд, в прошлом моряк торгового флота, участник морских конвоев, во время Второй мировой вой­ны доставлявших грузы в Мурманск, впоследствии водивший паром между Швецией и Данией. В 1979 году он вышел на пенсию, а спустя год отправился в свое первое одиночное кругосветное путешествие на 31‑футовой яхте, которую назвал Golden Lady. То плавание проходило «в щадящем режиме», по маршруту, не предполагавшему особых трудностей (если так вообще можно говорить о кругосветных путешествиях). Из Роа Golden Lady отправилась в британский Фалмут, оттуда на Канары, потом через Атлантику в Панаму и по каналу в Тихий океан. Далее были Маркизовы острова, Новая Зеландия, Австралия. Потом через Индийский океан до Африки, вокруг мыса Доброй Надежды до острова Святой Елены, на север до Бермуд и, наконец, обратно в Фалмут и Роа. Все путешествие заняло три года — с 1980‑й по 1983‑й.

Свой последний причал Golden Lady обрела в морском музее, став одним из ключевых экспонатов

Но Бьёрклунда такое «туристическое» плавание не устроило, и уже в 1984 году он вновь отправился вокруг света, на сей раз в другую сторону, по знаменитому маршруту чайных клиперов. То есть из Фалмута рывок до Кейптауна, там мимо мыса Доброй Надежды прямо в Южный океан, в «ревущие сороковые». Далее — мыс Луин в Австралии и порт Хобарт на Тасмании, и прямиком туда, куда моряки стараются не соваться, — вокруг мыса Горн обратно в Атлантику. На этот раз путешествие заняло всего 11 месяцев. Рекорда скорости Golden Lady не поставила, но признание среди яхтсменов Бьёрклунд завоевал. Не каждый решится пройти на сравнительно небольшой лодке там, где волны порой поднимаются выше мачты…

Неугомонный Бьёрклунд и в третий раз пустился в кругосветку — с 1988 по 1991 год он опять прошел «западным» маршрутом через Панамский канал, но потратил больше времени на обследование экзотических уголков Тихого океана — от Французской Полинезии и Галапагосских островов до Фиджи и Тонга и далее до Большого Барьерного рифа. Оттуда в Мавританию и Южную Африку и домой вокруг мыса Доброй Надежды.

Модель Hallberg-­Rassy Monsun 31 была очень популярна во второй половине прошлого столетия

Курт Бьёрклунд собирался и в четвертый раз отправиться вокруг земного шара в 1992 году, но ему было уже 72 года, и он отказался от затеи. Через год он «сошел на берег» и купил домик на берегу моря, чтобы иметь возможность смотреть на проходящие мимо суда. Курт Бьёрклунд написал несколько книг, вел передачу по радио города Мальмё, где день в день отчитывался о своих морских приключениях. Передавая в 1994 году свою яхту музею, он сказал: «Я мог бы продать лодку за 300 000 шведских крон, но не смог бы смириться с мыслью, что не буду знать, где она находится и как себя чувствует. Я предпочитаю пожертвовать деньгами ради душевного спокойствия».

Бьёрклунд скончался 1 декабря 2006 года в возрасте 85 лет. А Hallberg-­Rassy Monsun 31 стала самой популярной моделью верфи: всего с 1973 по 1982 год было построено 904 лодки.

«Кассиопея»

Для одних кругосветное путешествие — это героическое приключение, возможность испытать себя, пройдя шторма и штили. Для других — это шанс повидать белый свет, путешествуя, буквально «не выходя из дома». Эти вторые кочуют от гавани к гавани и могут встать на якорь на недели или месяцы, чтобы не торопясь изучать новые места. Да и не всегда для них конечным пунктом останется точка старта: некоторые места оказываются интереснее.

Михаэль и Клаудия Энгельгардт, семейная пара из Нюрнберга, жили обычной жизнью почти 20 лет. Но как‑то после очередного отпуска, проведенного в далекой Австралии, они пришли к мысли, что путешествия — именно то, что им больше всего нравится. В 2009 году они приобрели Hallberg-­Rassy Rasmus 35, чтобы иметь «дом, в котором можно путешествовать». На тот момент ей было… 36 лет (!), к тому же несколько сезонов она провела на берегу.

Два года ушло на обновление и переоборудование лодки, названной «Кассиопея», и в июле 2012 года она стартовала из гавани немецкого города Хooкзиля. Торопиться было некуда, и яхта шла от марины к марине вдоль берегов Нидерландов и Франции, а дальше ожидалось первое серьезное испытание — Бискайский залив. Недаром говорят, что новичкам везет: коварный Бискай на этот раз без проблем пропустил «Кассиопею», и на переход из Франции в Испанию понадобилось всего три дня.

Живописная набережная в Порту (Португалия). Где-то здесь стояла ошвартованная «Кассиопея» - фото
Живописная набережная в Порту (Португалия). Где-то здесь стояла ошвартованная «Кассиопея»
Марокко, куда заходила чета Энгельгардтов на «Кассиопее». Особая прелесть таких мест в их немноголюдности: сюда непросто добраться, но если ты на своей яхте...  - фото
Марокко, куда заходила чета Энгельгардтов на «Кассиопее». Особая прелесть таких мест в их немноголюдности: сюда непросто добраться, но если ты на своей яхте...
Многие модели яхт Hallberg-Rassy получили престижные международные и национальные премии  - фото
Многие модели яхт Hallberg-Rassy получили престижные международные и национальные премии

Следующий год Энгельгардты провели, разъезжая по Испании и Португалии, потом перебрались в Марокко, затем дошли до Канарских островов и только весной 2014 года вышли в Атлантику курсом на Бразилию… Так они странствовали шесть лет, совершая небольшие переходы между гаванями. Все это время они вели подробный блог, который постепенно даже стал приносить доход. Замкнуть круг Михаэлю и Клаудии не удалось, но повидать белый свет получилось. И доказать, что 40 лет для хорошей яхты — не такой уж критичный возраст. В 2018 году семейная пара  сошла на берег и вернулась к сухопутной жизни, а «Кассиопея» обрела нового хозяина.

Hallberg-­Rassy Rasmus 35 Кристоф Расси строил до объединения с верфью Халлберга. С 1967 по 1978 год было спущено на воду 760 корпусов.

«Теная»

Томсены были успешными американскими бизнесменами: Джим возглавлял несколько крупных компаний по производству спорттоваров, а у Кэти были магазины розничной торговли. Бизнес привел Джима в Европу, где в 2005 году он ушел с должности генерального директора филиала большой американской компании. Ушел для того, чтобы отправиться посмотреть «весь белый свет».

Не испытывая стеснения в финансах, Томсены имели возможность заказать постройку новой яхты по своей спецификации. Их выбор пал на Hallberg-­Rassy 40 Mk II. Яхта, которую они назвали Tenaya — в честь легендарного индейского вождя, была готова уже в начале 2006 года. Томсены сложили свои пожитки в контейнер, который отправили в США на длительное хранение, и в мае перебрались жить на лодку. Еще год ушел на то, чтобы освоиться с управлением яхтой, пройти необходимые курсы и получить все сертификаты категории RYA Yаchtmaster.

Модель Hallberg-­Rassy 40 Mk II. Такие яхты сегодня стали популярными у семейных пар и небольших экипажей

В июле 2007 года Tenaya покинула маленькую марину в голландской деревушке Бруиниссе и отправилась вдоль берегов Нидерландов и Франции на юг, в Средиземное море. Так началось путешествие, которое продлилось целых семь лет. Оно включало в себя год, проведенный в Средиземном море, 16‑дневный переход через Атлантику и круиз по Карибам. За два года с момента старта «Теная» прошла более 12 000 миль. Дальше был Панамский канал и еще 12 000 миль по Тихому океану до Новой Зеландии. Там Томсены провели почти два года, обследуя страну как под парусом, обойдя на яхте оба острова по периметру, так и на кемпере. И лишь в 2012 году отправились дальше — через Австралию и Новую Гвинею до Борнео и Таиланда.

У любого даже профессионального моряка наступает момент психологической усталости, когда необходимо сменить обстановку. Наверное, поэтому в Таиланде Томсены сошли на берег, а «Теная» на грузовом судне отправилась обратно, в Средиземное море. Фактически яхта закончила кругосветное путешествие отдельно от хозяев.

Hallberg-­Rassy 40 Mk II выпускали с 2002 по 2018 год, всего было построено 168 лодок. Сорокафутовые яхты сегодня стали популярными у семейных пар и небольших экипажей. На таких лодках достаточно места, и при этом с ними легче справляться в одиночку или вдвоем.

По зову моря

Я рассказал всего о трех лодках Hallberg-­Rassy, которые совершали длительные плавания, хотя их было гораздо больше. В 2006‒2009 годах супруги Арне и Хелена Мартенсон из Швеции обошли вокруг света на яхте Yaghan (Hallberg-­Rassy 62), обогнув мыс Горн. Еще до них, в 2001‒2005 годах, такое путешествие предприняла семейная пара из Германии на лодке White Witch (Hallberg-Rassy 352)…

И здесь надо снова сказать о Кристофе Расси, который строил свои лодки, опираясь на личный многолетний опыт. В 2005‒2007 годах, уже передав управление компанией сыну Магнусу, он отправился в кругосветное плавание на своей яхте Bamsen (тогда флагманской модели Hallberg-Rassy 62) с востока на запад, через Панамский и Суэцкий каналы, в неспешном режиме и c перерывами для отдыха. И правильно, ведь еще в XIX веке французский философ де Ламенне писал: главное — не забывать, что смысл в самом путешествии, а не в его окончании. «Если чересчур спешить, то упустишь цель, ради которой путешествуешь».

Всего Кристоф прошел на Bamsen 64 000 миль, в том числе в рамках кругосветки Blue Water Rally, а после еще немало ходил в водах Скандинавии. Надо заметить, что эту лодку, которая обрела нового владельца, в сентябре 2023 года видели в Ла Корунье: после рефита она уверенно ходит по морям! Кстати, на верфи есть причал, названный ее именем, — Bamsenbryggan.

Борнео (он же Калимантан) считается третьим по величине островом на планете. В детстве, начитавшись Майна Рида, многие мечтали там побывать
Этот маяк в местечке Вайпапа-Пойнт (Австралия) построили в 1884 году, после крушения вблизи этого мыса пассажирского парохода «Тараруа». Маяк работает в автоматическом режиме и в строю до сих пор

Яхтсмен, корабел и бизнесмен Кристоф Расси ушел из жизни 8 ноября 2021 года. А в 2020 году он получил почетную премию Lifetime Achievement Award, учрежденную журналом IBI (International Boat Industry) и выставкой морского оборудования METS. Ее вручают тем, кто оказал значительное влияние на яхтенную индустрию, чей жизненный путь стал примером любви к морю и лодкам.

«Путешествия потеряли бы половину своей прелести, если бы о них нельзя было рассказать», — считал русский путешественник Николай Пржевальский. А уже из этих рассказов рождаются легенды — о героических людях, о необыкновенных лодках. И так будет всегда!

ЭРА ГЕРМАНА ФРЕРСА

За все время существования компания Hallberg-­Rassy построила 9700 яхт, из них 3800 — по проектам бюро German Frers Naval Architecture & Engineering, которым руководит Герман Фрерс — один из самых знаменитых яхтенных дизайнеров и конструкторов. Помимо Hallberg-­Rassy, он работал с Nautor Swan, Hylas, Sirena. Хорошо известны его «штучные» проекты вроде Hyperion Джима Кларка или Wally 145, а также участие лодок, спроектированных Фрерсом, практически во всех крупнейших регатах.
Сотрудничество Фрерса и Кристофа Расси началось еще в 1988 году. За истекший период Фрерс спроектировал для верфи более двух десятков интересных моделей длиной от 31 до 64 футов, в том числе всю актуальную линейку Hallberg-­Rassy. Сейчас по проекту аргентинского дизайнера строится Hallberg-­Rassy 69 — новый флагман бренда, о котором мы писали в предыдущем номере.
Герман Фрерс

 

Похожие статьи