YMAG.media
Искусство опять в моде - фото Искусство опять в моде - фото

Искусство опять в моде

Лучшим доказательством слов, вынесенных в заголовок, могут стать триумфальные продажи на последних московских арт-ярмарках Cosmoscow и Blazar, где обалдевшие от счастья галеристы трижды меняли экспозиции стендов в день открытия и не успевали клеить красные точки на проданные работы. Или же другой пример — громкий успех новой ярмарки Paris+ par Art Basel, которую международные СМИ хором обсуждали весь октябрь.

Да и не только ярмарки. Если вы придете в Пушкинский музей во вторник днем в надежде побродить по пустым залам, то будете изумлены, потому что залы окажутся очень даже людными. Все это, с одной стороны, прекрасно, а с другой — вполне предсказуемо. За что еще, если не за вечные ценности, держаться нам в эпоху тотальной неопределенности?

Работа Марлен Дюма «Аромат цветка» (2018), представленная на парижской ярмарке David Zwirner Gallery, была продана за $ 3 млн и вошла в топ продаж Paris + par Art Basel 2023

Специально для читателей Y Magazine я подготовила короткую и полезную инструкцию с ответами на самые актуальные вопросы:

  • где и как научиться быстро ориентироваться в современном искусстве и арт-рынке;
  • как ходить на арт-ярмарки и большие музейные выставки, чтобы не уставать, а получать максимум пользы и удовольствия.

Вот уже много лет я работаю с предпринимателями, преподаю им историю искусства и помогаю формировать коллекции. За годы общения с этой аудиторией, занятой и требовательной, у меня накопилось множество методик и лайфхаков. В рамках одной публикации вряд ли возможно передать все необходимые навыки, поэтому постаралась задать ориентиры и объяснить базовые принципы навигации.

Георг Базелиц, «Лето в Динаре» (2023). Работа была продана галереей Thaddaeus Ropac за $ 1,27 млн

Что и зачем

Арт-ярмарки — это важные мероприятия в ряду прочих культурных событий, которые дают живое и объективное отражение мира современного искусства. К участию в ведущих ярмарках допускаются только самые уважаемые галереи с многолетней репутацией на рынке, отбор идет очень строгий. Это значит, что те художники, которых эти галереи выбирают и продвигают, должным образом растут в цене и со временем превращаются в классиков.

Участие в статусной ярмарке для галереи — возможность привлечь сотни новых клиентов и утереть нос конкурентам, поэтому на своих стендах они показывают лучшее из того, что могут и умеют.

Согласитесь, это очень интересно. Глядя на имена и работы, которые выбирают опытные галеристы и дилеры, чтобы привлечь внимание и деньги искушенной публики, можно многое понять о современном искусстве и обществе, о том, что ему нужно и важно.

Покупать искусство на ярмарке не обязательно. На первых порах можно и нужно ходить туда, чтобы учиться. Тренировать насмотренность и интуицию. Находить новые имена, выбирать фаворитов, заводить перспективные знакомства. Посещение арт-ярмарок — это прекрасная возможность научиться ориентироваться в современном искусстве.

Экспозиция на стенде Gladstone Gallery на ярмарке Paris+ par Art Basel. Скульптура Сары Лукас
В 2023 году «парижская версия» всемирно известного салона Art Basel прошла во второй раз

Как

Я часто слышу, что неподготовленные зрители быстро устают на больших ярмарках и выставках, жалуются, что им сложно ориентироваться в этом многообразии. Вот несколько простых, но дельных советов, следуя которым, вы сможете легко и быстро перейти в категорию опытных зрителей и даже знатоков.

Удобная обувь. Забудьте про высокие каблуки и тесные ботинки. Вам предстоит провести несколько часов на ногах, а это серьезная физическая нагрузка.
Спланируйте поход заранее, постарайтесь выбрать время, когда на выставке меньше зрителей. Купите билеты онлайн. Два часа в очереди на вход — и смотреть искусство уже нет сил и настроения. Знакомо?

Идти смотреть искусство на голодный желудок — большая ошибка. Вам понадобится много энергии, поэтому перед походом на выставку нужно поесть.
Возьмите план ярмарки или буклет на входе (они почти всегда есть у администратора), отмечайте самые любопытные стенды и работы, которые вас заинтересуют, чтобы не блуждать и быстро вернуться к ним, если захочется проверить свои впечатления.

Марк Брэдфорд, «Природа космоса» — еще одна успешная продажа Hauser & Wirth ($ 1,8 млн) - фото
Марк Брэдфорд, «Природа космоса» — еще одна успешная продажа Hauser & Wirth ($ 1,8 млн)
Работа из списка топовых продаж на Paris+ par Art Basel. Роберт Раушенберг, без названия (1962). Представлена галереей Thaddaeus Ropac и продана за $ 2 млн - фото
Работа из списка топовых продаж на Paris+ par Art Basel. Роберт Раушенберг, без названия (1962). Представлена галереей Thaddaeus Ropac и продана за $ 2 млн

А вот не самый очевидный, но зато действительно важный момент, что подтверждает моя практика и опыт моих коллег. Первый круг — всегда ознакомительный. Он должен занимать у вас от 10 до 30 минут. Пройдите быстрым шагом по выставке, не останавливаясь, даже если увидите что‑то очень интересное. Сканируйте взглядом пространство, подмечайте детали, фотографируйте те стенды и работы, к которым вам захочется вернуться. Очень важно не отвлекаться. Вы — охотник в поисках своего трофея. Сперва это сложно, но когда научитесь такому способу наблюдения, сразу поймете, какой это полезный и важный навык. Теперь у вас есть готовый маршрут, и вы знаете, что вам нужно, а что можно смело пропустить. Учитесь доверять своей интуиции.
Снимайте то, что больше всего понравилось. Постарайтесь выбрать свой топ‑10 работ на выставке. Очень советую завести отдельную папку в телефоне и сохранять туда эти подборки. А затем время от времени их пересматривать и удалять лишнее, оставляя только самое лучшее. Это и есть воспитание вкуса и насмотренности.

Заводите знакомства, задавайте вопросы галеристам, не бойтесь интересоваться ценами. Попросите внести ваш электронный адрес в рассылку тех галерей, которые вам больше всего понравились. Действуя подобным образом, со временем вы сможете оказаться желанным гостем закрытых вернисажей и ужинов в кругу художников и коллекционеров.

Инсталляция творческого коллектива Сlaire Fontaine была представлена на Paris+ par Art Basel известной берлинской галереей Neu

Но главное правило — пусть эти походы будут в радость. Не насилуйте искусством себя и своих близких. Если вы чувствуете, что нет больше сил и желания смотреть выставку, — уходите. Все на свете искусство посмотреть невозможно. Или сгоняйте в буфет за кофе с пирожным.

Чтобы проверить на собственном примере, как работают мои методики, ну и, конечно же, чтобы быть в курсе всех последних трендов и любопытных новинок на арт-рынке, в октябре 2023 года я посетила ярмарку Paris+ par Art Basel. Эксперты считают ее чрезвычайно важным событием. Лондон утратил титул столицы арт-мира. Главной причиной считается Brexit, создавший ряд серьезных сложностей и дополнительных трат при покупке произведений искусства на территории Великобритании для коллекционеров. Не только крупнейшие арт-ярмарки, но и такие монстры рынка, как галереи Гагосян, White Сube и аукционный дом Sotheby’s, открыли в этом году великолепные галерейные пространства и филиалы в Париже.

Лейла Гизатуллина, независимый арт-медиатор, бывший сотрудник Музея современного искусства PERMM

Как работы художников попадают в музей? В этом вопросе важно понимать цели сторон, втянутых в процесс производства искусства и художественных высказываний. Музеи — это совершенно особенные институты. Международная музейная организация ICOM определяет музей как некоммерческую, постоянно действующую организацию на службе обществу, которая исследует, собирает, сохраняет, интерпретирует и демонстрирует материальное и нематериальное наследие.
Какие цели преследует музей? Во-первых, музеи часто связаны с государством, поэтому многие из них получают госзадание. Цель музея — его выполнить, чтобы обеспечить себе дальнейшее финансирование. В задании могут быть прописаны суммы или количество приобретений в коллекцию, темы выставок и их количество, число посетителей. Учитывая все эти особенности, музей во главе с его руководителем формирует выставочный план и план закупок работ. Во-вторых, у музеев есть собственная выставочная политика. Ее ориентиры также задает арт-директор, куратор, руководитель музея. Это может быть продвижение местных художников или показ звезд, промоутирование музея среди широкой публики или формирование вокруг определенной аудитории. От ориентиров будет зависеть то, какие работы выбирает музей для приобретений и показа. В-третьих, работа должна пройти одобрение экспертного сообщества (внутримузейного или внешнего), а также соответствовать некоему общественному запросу, который куратор неявно угадывает и нащупывает. Здесь вообще куратору приходится лавировать между госзаданием, возможностями музея, мнением экспертного сообщества и, конечно, собственными амбициями и идеями.
На мир искусства и все, что вокруг него, очень влияют и личные отношения, знакомства и предпочтения, и упорство и талант художника, и взгляд куратора, и возможности или ограничения, которые на музей накладывают общество и государство.

В первый же час работы ярмарки Paris+ par Art Basel, несмотря на строгий отбор гостей на collectors preview, стало так людно, что на некоторые стенды было не протиснуться, а в проходах толпа двигалась плечом к плечу, как в метро в часы пик. Поэтому я пришла на ярмарку утром в будний день, когда она была открыта для всех желающих. Готова поспорить, что именно моя методика помогла мне посмотреть стенды 154 галерей и не потерять силы и рассудок.
Вернувшись в Москву, я нашла публикацию со списком самых дорогих продаж этой ярмарки и очень обрадовалась. Оказалось, я видела все эти работы и некоторые из них даже сохранила в свою папку The best art. Наверняка вам также будет интересно узнать, что и за сколько покупают сегодня коллекционеры на ведущих арт-ярмарках.

Вряд ли я ошибусь, если предположу, что вы смотрите на эти работы, а точнее на их стоимость, с некоторой долей изумления. Это вполне закономерно. Если первый, самый распространенный среди начинающих зрителей и коллекционеров вопрос — «как сориентироваться в современном искусстве?», то второй всегда про деньги. Из чего складывается цена картины? Как определить инвестиционный потенциал художника? Как рыночная цена соотносится с художественной ценностью? Эти вопросы требуют отдельного обсуждения и могут стать продолжением этой рубрики. Следите за публикациями в Y Magazine. И не отказывайте себе в удовольствии наслаждаться искусством!

Виктория Бейлис (справа) и Ксения Круглова, основатели галереи «Смыслы Art Gallery»
ВИКТОРИЯ БЕЙЛИС:
Мир современного искусства — это территория бесконечных дискуссий. Тренды арт-рынка меняются сезонно, как коллекции в модных домах. Новичкам сложно выставить приоритеты при выборе арт-объектов. Они питают иллюзии о скором обогащении за счет приобретения работ современных художников. Все чаще мы видим, как вместо покупок по любви и развития собственного стиля коллекционеры ориентируются на высокую стоимость.
Ценообразование на мировом арт-рынке — процесс, скрытый от глаз непрофессионалов. Во внимание берется много факторов. У российского рынка тонкостей еще больше. Во многом мы отстаем от Запада. Некоторые российские галереи создают фейковый ажиотаж, завышая цены на произведения художников, у которых может не быть собственного стиля и глубины. Актуальное мировое искусство ушло от ориентации на форму к исследованию чувственного отклика. Через искусство люди хотят критически осмыслить текущие реалии. Это про подлинную ценность, соприкосновение с важным внутри. Такое искусство не обесценивается. Именно поэтому нашу с Ксенией Кругловой галерею мы назвали «Смыслы Art Gallery». «Здесь мы создаем пространство для переживания опыта на чувственном уровне, вне суеты и шаблонов. Новый опыт бесценен, как и истинное искусство. К нам приходят и за тем и за другим», — часто повторяет Ксения.
Чувственный отклик на предметы искусства — верный друг коллекционера. Приобретая произведения близких по духу художников, мы поддерживаем их самобытность, влияем на творческую судьбу. Для истинного коллекционера важно, чтобы его коллекция была посланием через время: отражала его философию и взгляды, передавалась из поколения в поколение.

Похожие статьи